Ида Окен - член парламента Дании поделилась своим взглядом на то, какая жизнь ожидает человечество в 2030 году.
Добро пожаловать в 2030 год. Это мой город — а вернее, наш. Ведь мне совершенно ничего не принадлежит. Я не имею собственного автомобиля. Своего дома у меня тоже нет. Я даже не имею собственных технологических устройств и одежды.
И хотя на первый взгляд это может выглядеть странно, но для города это разумное решение. Всё, что раньше люди рассматривали как продукт, отныне стало сервисом. Мы имеем доступ к транспортным услугам, питанию, проживанию и всему остальному, в чём бы мы ни нуждались. Все эти вещи постепенно перешли в бесплатное пользование, так что владение чем-либо просто утратило свой смысл.
Одним из первых, что стало бесплатным, была связь. Затем в бесплатное пользование перешла чистая энергия, после чего всё и закрутилось. Резко упал в цене транспорт. Во владении личным автомобилем отпала необходимость — людям предоставили возможность вызова в течении нескольких минут беспилотного или летающего автомобиля. Передвижение по городу стало гораздо более организованным, а общественный транспорт сделался более быстрым и удобным, чем личный автомобиль. Трудно поверить, что было время, когда мы смирились с постоянными пробками на дорогах и с тем, что автомобиль приносил загрязнение окружающей среды. О чём мы только думали?
Иногда я пользуюсь для поездки велосипедом, обычно это бывает, когда еду в гости к друзьям. Такие поездки приносят наслаждение. В них я обретаю себя. Интересно, что своего очарования некоторые вещи так и не потеряли: езда на велосипеде, прогулки, приготовление еды, выращивание растений, рисование. Они служат напоминанием о том, что наша культура появилась как результат тесной взаимосвязи с природой.
За аренду помещений теперь в городе никто не платит, поскольку у каждого есть возможность пользоваться любым свободным пространством, когда в этом появится необходимость. К примеру, когда меня нет дома, у меня в гостиной проходят деловые встречи.
Иногда я самостоятельно готовлю. Это очень легко — всё необходимое для этой цели у меня может появиться всего за несколько минут. После того как транспорт стал бесплатным, хранение бытовых приборов дома утратило свою актуальность. Зачем, к примеру, держать лапшерезку у себя на кухне, если достаточно просто заказать то, в чём нуждаешься в любой момент времени?
Циркулярная экономика в своём развитии перешла на новый уровень - это экономика полного цикла, общепринятое название деятельности, которая направлена на энергосбережение, экологически чистое регенеративное производство, потребление и обращение. Когда продукты трансформируются в услуги, все теряют интерес к вещам с коротким жизненным циклом. Преимущество отдаётся таким качествам, как прочность и ремонтопригодность.
Любые материалы могут быть использованы повторно для производства чего-либо нового. Мы также избавились от экологических проблем — пользуемся чистой энергией и чистыми методами производства. Вода чиста, воздух чист, и никто из нас не осмелится прикоснуться к природе — она является слишком большой ценностью и способствует нашему благополучию. Города в изобилии наполнены зелёными насаждениями. Мне до сих пор не понятно, почему раньше мы застраивали все свободные участки города бетоном.
Шоппинг? Я уже и не помню, что это такое. Большая часть из нас теперь всего лишь выбирает вещи, которыми желает попользоваться. Временами это приносит удовольствие, а иногда появляется желание, чтобы этот выбор за вас сделали технологии. Им мои вкусы известны даже лучше, чем мне.
Когда роботы и искусственный интеллект взяли на себя большую часть той работы, которую раньше приходилось делать самостоятельно, у нас появилось время для нормального досуга: мы можем хорошо питаться, вдоволь спать и проводить много времени с друзьями. А работать мы можем в любое время. Не знаю, насколько это правильно продолжать называть свои дела работой. Скорее, теперь у нас появилось время для размышлений, для креатива и время для того чтобы воплощать задуманное в жизнь.
Поначалу новые возможности люди воспринимали, как шанс проводить время в развлечениях. У них не было желания задаваться сложными вопросами. Только недавно нам стало известно, как пользоваться технологиями во благо, а не так, чтобы понапрасну терять своё время.
Больше всего меня тревожат люди, живущие вне пределов города. Двигаясь по этому пути, мы их просто потеряли. Они решили, что такое множество новейших технологий — не для них. Себя они почувствовали старыми и не нужными, после того как нашу работу взял на себя искусственный интеллект. Их расстроило новое политическое устройство — и они решили от него отвернуться. Они живут другой жизнью. Кто-то из них образовал небольшие общины и поддерживает себя самостоятельно. Другие просто заселились в заброшенные дома и деревни.
До некоторых пор меня раздражало, что личной жизни у меня больше нет. Не существует ни одного места, куда бы мне удалось пойти, и это не было бы зарегистрировано. Мне известно, что где-то есть записи о каждом моём действии, мечтах и мыслях. И остаётся лишь надеяться, что никто не станет их использовать против меня.
Мне нравится то, как мы живём. Наша жизнь намного лучше той, которой мы жили ранее, пока не пришли к выводу, что так больше продолжаться не может. Были ужасные вещи: кризис беженцев, катастрофы, климатические изменения, состояние окружающей среды становилось всё хуже. В городах было перенаселение, воздух и вода были грязными, кругом возникали социальные волнения, безработица росла. Слишком много мы потеряли людей прежде чем пришли к выводу, что можно было бы жить и по-другому.