Изданием Fast Company был опубликован список популярных сейчас технологий, продуктов и ИТ-направлений, к которым поначалу у экспертов было скептическое отношение.
Автор заметки рассказывает, что во времена бума дот-комов не самой удачной казалась идея доставки продуктов на дом. В то время было несколько сервисов, обещавших пользователям удобную и быструю доставку — Peapod, Webvan, HomeGrocer и другие. Самые крупные из них были оснащены собственным складом товаров, откуда осуществлялся курьерами развоз продуктов заказчикам.
Тем не менее в начале 2000-х годов во время упадка отрасли («пузырь доткомов») весь капитал, который требовался на поддержку операций, был утерян этими компаниями. Один из конкурентов приобрёл сервис Webvan, а Peapod был выкуплен крупной продуктовой сетью из США.
По словам автора заметки, по завершению этих событий бизнес по доставке продуктов не умер, а напротив, - он продолжал свой рост. Теперь компании доставляли товары в пределах небольшого радиуса вокруг действующих продуктовых магазинов. И хотя это было не так амбициозно, как осуществлять построение собственных складов с нуля, зато, по мнению автора заметки, так гораздо практичнее.
2012 год был отмечен созданием Instacart - сервиса по доставке продуктов. Первоначально сервисом предлагалась закупка продуктов в разнообразных магазинах, причём официальных договоров при этом руководство стартапа с данными магазинами не заключало — после получения от пользователей заказов сотрудники ехали в соответствующий гипермаркет, приобретали продукты и развозили их покупателям. Такая деятельность вызвала недовольство руководителей магазинов, и в итоге Instacart перешёл на работу с гипермаркетами на партнерских условиях. Whole Foods - крупная сеть магазинов продуктов, которая решила вложить свои деньги в развитие этого сервиса.
В 2007 году собственные силы в доставке товаров решила испробовать и компания Amazon. Для этой цели она запустила в Сиэтле сервис AmazonFresh. Однако лишь в 2013 году сервис вышел в новые города. В 2015 году компанией Amazon был запущен сервис доставки Amazon Prime Now. На данный момент указанный сервис является конкурентом Instacart. Amazon Prime Now привлёк к совместной деятельности крупные продуктовые сети и рестораны. Вместо уничтожения крупных сетей гипермаркетов, сервисы по доставке продуктов всего лишь улучшают опыт покупателей.
Автор заметки рассказывает, что начиная с 1990-х годов в технологической сфере возникали сервисы для внесения небольших пожертвований разработчикам бесплатного контента (фотографий, видеороликов, художников и так далее) — TipJoy, Flattr, Amazon Honor System, Twitpay, YouTube Fan Funding, CyberCash, Kachingle и прочие. Зачастую они являлись элементами большой системы производства микроплатежей.
Однако такие сервисы успеха не получили потому, что посредством их создателям контента получалось зарабатывать жалкие копейки, недостаточные даже для того, чтобы выводить средства из системы. Перечислять средства с помощью указанных сервисов людям не нравилось — по большей части это была однократная операция, предусматривающая довольно много лишних действий, в число которых входило знакомство с платёжной системой, регистрация и так далее.
Из тех проектов, что действовали ранее лишь немногие смогли выжить — среди них, к примеру, сервис Flattr. Новые системы часто оказываются соединёнными с конкретными платформами и сайтами и предусматривают отправку не только реальной валюты, но и виртуальной.
По словам автора статьи, идеальной можно считать систему для небольших пожертвований под названием биткоин — для передачи пожертвования нет необходимости регистрироваться где либо, можно осуществлять отправку очень маленьких переводов, а операционные издержки выявляются совсем не большими. Но на эту валюту готовы положиться немногие.
Преимущественная часть онлайн-транзакций, как отмечает автор публикации Fast Company, и сейчас требуют операций с кредитной картой. Операторами взимается комиссия за каждый перевод, что составляет около 2,9% от перевода + ещё 30 центов. Это означает, что для перевода $1 вам потребуется 33 цента, — объясняет он. Ещё выше расходы на онлайн-переводы были в 1990-е годы.
Эту проблему призваны решить системы микроплатежей. Посредством их пользователи имеют возможность перечислять маленькие суммы (вплоть до нескольких центов) — и оплачивать за интернет-контент, мобильную связь, покупки в играх, оплачивать подписки на интернет-издания. Такие системы в своём большинстве объединяют несколько платежей, пока их совместная стоимость не составит определенную сумму.
Главный недостаток таких систем состоял в том, что поддержка транзакций для компаний всё ещё была невыгодной. О микроплатежах крупные игроки не заботятся, по этой причине деятельность таких систем обречена на провал, — рассказывает учредитель одной из компаний, занимавшихся созданием систем миркотранзакций.
Тем не менее, всё больше компаний со временем стали отказываться от системы микроплатежей в пользу спонсорского контента, платных подписок, рекламы и так далее. Изменить ситуацию, по мнению автора заметки, мог бы биткоин, как и в случае с переводами разработчикам контента, хотя криптовалюта широкого распространения не приобрела. Несмотря на это отрасль продолжает своё существование, и на арену выходят новые игроки — к примеру, новостной агрегатор Blendle, позволяющий пользователям читать в интернет-изданиях статьи, оплачивая лишь интересующие их тексты, а не всю подписку.
Для персонального компьютера в 1996 году компанией PointCast был выпущен простой клиент, благодаря которому у организаций была возможность отправлять своим клиентам извещения о разнообразных событиях, новых акциях или других новостях. Сразу после этого, сообщает автор заметки, было создано множество аналогичных проектов. Компания News Corporation в 1997 году выкупила за $450 млн PointCast.
По правде говоря, наряду с новостями большая часть организаций осуществляли рассылку рекламных сообщений своим пользователям. Для клиентов это стало огромной проблемой — особенно в период низкоскоростного интернета. В начале 2000-х годов технология RSS на время заменила push-уведомления. Теперь в RSS-ридерах можно было прочитать все интересные новости.
В настоящее время push-уведомления, по словам автора заметки, снова возвращают свою популярность. Вначале мобильные push-уведомления объявились в операционной системе Android, а со временем — в iOS.
Есть нечто необычайно притягательное в том, чтобы комментировать труд других людей — даже в том случае, если разрешения на это от них вы не получали. Система Third Voice стала одной из первоначальных разработок этой сферы. Это плагин для браузера, позволяющий добавлять к страницам комментарии. Отображались эти комментарии поверх веб-страницы. А возможность просматривать их была у тех пользователей сети, у которых был установлен аналогичный плагин. Принципами работы Third Voice оказались недовольны новостные агентства и прочие владельцы сайтов, поэтому компания в скором времени закрылась.
В этой сфере продолжали образовываться аналогичные проекты — QuickTopic, SideWiki, Spinspotter и другие. Складывалось впечатление, что опыт предшественников ничему их так и не научил, — отмечает автор статьи. Некоторые из данных разработок предлагали функциональность веб-аннотаций в качестве аспекта более крупного продукта, другие вокруг аннотаций создавали целую экосистему, некоторые функционировали лишь как прототипы.
В настоящий момент на рынке действуют сервисы Hypothesis и Genius Web Annotator. Проект Genius начинал свою деятельность как система, посредством которой пользователи имели возможность комментировать тексты рэп-песен. Тексты выкладывались на площадке сотрудниками проекта. Команда Hypothesis сразу была ориентирована на научные материалы. Оба сервиса отличаются размещением аннотаций поверх контента веб-страницы.
Ни Hypothesis, ни Genius не предоставляют возможность владельцам сайтов запретить публикации комментариев к странице. Здесь, по словам автора заметки, скрывается проблема. Подобные комментарии могут приносить пользу, когда они отображаются на страницах с научными работами, с новостями и так далее. Пользователи имеют возможность добавлять правки к тексту, выявлять неудобные истины, о которых в своём пресс-релизе та или иная компания предпочла умолчать. Но есть и заметки в личных блогах — комментарии в них не оправдаешь никаким общественным благом.
Сейчас, сообщает автор, Консорциум Всемирной паутины (W3C) осуществляет разработку для веб-аннотаций единого стандарта.
Представьте себе — вы покупаете сканер для штрих-кодов в виде кота, подключаете к компьютеру и устанавливаете специальное программное обеспечение для него. Теперь, при чтении статьи или объявления в журнале, вы имеете возможность считать рядом с ним штрих-код и подождать, пока загрузится через модем страница. Это намного проще, чем набирать URL в строке браузера, не правда ли?
По такому же принципу действовало и устройство CueCat, созданное для считывания напечатанных на бумаге ссылок (для этого специальный штрих-код, в котором была закодирована ссылка, должен был быть нанесен на бумагу). До него было изготовлено несколько похожих гаджетов, но CueCat был первым подобным устройством, заработавшим популярность по всему миру. Через несколько лет после этого мобильные операторы, рекламодатели и производители смартфонов в Японии объединились для создания QR-кодов. Многие владельцы мобильных устройств в Японии к началу 2000-х годов уже пользовались QR-кодами.
У QR-кодов, сообщает автор заметки, появлялись конкуренты — однако почти все они потерпели неудачу.
Впоследствии распространение приобрели сервисы вроде Bit.ly, предназначенные для сокращения ссылок. Благодаря ним был упрощён обмен ссылками на мобильных устройствах и смартфонах.
CurrentC - разработанная в 2014 году мобильная платёжная система, которая также действовала с помощью QR-кодов. Вскоре ей на смену пришла технология под названием NFC. А теперь компания CurrentC сменила направление своей деятельности. Она осуществляет разработку бэкенда для платежных систем.
Оказалось, неудобно сканировать адреса страниц посредством QR-кодов, однако они стали блестящим открытием для продавцов — после генерации пользователем в приложении QR-кода, происходит считывание на кассе магазина или кинотеатра и, к примеру, человек получает скидку. Теперь миллиарды подобных кодов генерируются каждый год. Также они широко задействованы в экосистемах приложений, которые состоят из клиентов для различных платформ.