Должны ли они поддерживать сотрудничество с властями Российской Федерации и передавать пользовательские данные, чтобы не подвергнуться блокировке, или можно этого избежать?
С начала весны текущего года Роскомнадзор начал деятельность по активному внесению иностранных мессенджеров в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Не смотря на то, что обычно массовые сервисы иностранных государств неохотно сотрудничают с властями России по местным законам, некоторые из мессенджеров согласились зарегистрироваться в реестре — в их числе оказался и WeChat, который пошел на регистрацию после блокировки.
По 97-ФЗ сервис, который зарегистрирован в реестре ОРИ, должен в течение полугода хранить пользовательские данные (факты осуществления голосовых звонков, отправления SMS и прочих сообщений) и предоставлять их органам Российской Федерации - то есть ФСБ. Но, как стало известно, не каждый сервис намерен это делать — к примеру, первый зарегистрированный в реестре мессенджер Threema.
Летом прошедшего года в петербургском издании «Фонтанка» сообщалось, что среди чиновников и бизнесменов России мода на Threema пошла от чекистов, к которым относятся сотрудники СВР, ФСО, ФСБ и других силовиков. Сам мессенджер при этом платный: для Android его стоимость составляет 199 рублей, для iOS плата повыше - 229 рублей.
Статистику всех запросов от властей Threema проводит на отдельной странице. В компанию, согласно ее данным, с 2014 года обратились лишь с одним формальным запросом на передачу пользовательских данных. На той же странице отмечается, что компания вообще не ведет работу с прямыми обращениями представителей зарубежных властей, а подчиняется исключительно требованию швейцарских властей или зарубежным запросам, подпадающим под действие закона Швейцарии о международном сотрудничестве в деятельности, связанной с расследованием преступлений.
Часть иностранных запросов, как следует из этого закона, может игнорироваться: к примеру, если власти Швейцарии посчитают их политически мотивированными, в незначительных случаях, а также в случаях, когда запросы не соответствуют процедурным требованиям ЕСПЧ.
12 мая изданием «Роскомсвобода» был опубликован ответ со стороны работников техподдержки Threema на запрос одного из посетителей сайта проекта. Из ответа следует, что в швейцарской компании Threema не собираются сотрудничать с российскими властями по предоставлению им данных о пользователях и никогда не связывались с властями Российской Федерации на предмет предоставления такой информации.
Threema находится в юрисдикции Швейцарии, где законодательство России применяться не может, поскольку у компании нет дочерних компаний или серверов в России.
Российским властям следует обратиться за правовой помощью в швейцарский суд согласно Федеральному закону «О международной взаимной помощи по уголовным делам» (Federal Act on International Mutual Assistance in Criminal Matters).
По сообщению техподдержки Threema, им не разрешается и они сами не желают предоставлять о своих пользователях какие-либо сведения напрямую зарубежным властям.
Позиция Threema выглядит непоследовательной: на прямой запрос властей России сервис отреагировал (зарегистрировался в реестре согласно требованиям Роскомнадзора). В то же время сотрудники Threema делают вид, что не знают прописанных в законе требований, либо, по крайней мере, не собираются их соблюдать. Напомним, что закон обязывает зарегистрированные в реестре компании хранить информацию о пользователях и предоставлять ее органам РФ (ФСБ) по их запросу.
Может ли зарегистрированный в реестре сервис не соблюдать требование о передаче государству пользовательских данных? Вероятно, до поры сможет, хотя рано или поздно со стороны ФСБ начнутся рассылки запросов на предоставление данных, и отказ по законам России будет считаться административным преступлением. Кроме того, из закона следует, что компания обязуется хранить информацию о пользовательской активности, и если она откажется это делать, такое бездействие также будет расцениваться как нарушение закона.
Ещё в 2014 году была прописана процедура регистрации в реестре, а также ответственность, которая ложится на организаторов распространения информации за нарушение 97-ФЗ. На тот момент в Роскомнадзоре поясняли, что сервис либо может зарегистрироваться самостоятельно, либо получить об этом уведомление от ведомства. Такие уведомления ведомством посылаются не по его инициативе, а являются результатом обращения из государственного органа, выполняющего оперативно-разыскную деятельность (ОРД) либо осуществляющего обеспечение безопасности Российской Федерации. Уведомления посылаются в течение трёх дней после обращения такого государственного органа — то есть ФСБ принимает решение, когда такие уведомления будут направляться в Viber, Telegram, Facebook, WhatsApp и в другие крупные платформы.
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в разговоре с TJ не стал комментировать отказ компании Threema передавать информацию о своих пользователях российским властям, сославшись на сомнительность источника предоставленной информации. Он лишь подтвердил, что мессенджер Threema был зарегистрирован в реестре после уведомления, однако после этого, по словам Ампелонского, во взаимодействии с ОРИ ведомство не участвовало.
Пресс-секретарь говорит, что есть процедура взаимодействия ведомства с организаторами распространения информации, которая прописана в постановлении правительства. Согласно этой процедуре им были направлены требования по предоставлению информации, необходимой для внесения в реестр. Компания Роскомнадзору эту информацию предоставила и была в реестр внесена.
По словам Вадима Ампелонского, в дальнейшем органы ОРД взаимодействуют с организатором распространения информации. Ведомство в нем не участвует. Относительно материала «Роскомсвободы» он высказался так: Неизвестно кто неизвестно кому написал, на что получил неизвестно чей ответ. Пресс секретарь ведомства отмечает, что такой источник информации серьезным быть не может.
По 97-ФЗ, в случаях, если сервис на протяжении 10 дней (согласно подзаконному акту Правительства РФ устанавливается срок не менее 15 дней) на запрос из Роскомнадзора не отвечает, считается, что регистрироваться в реестре он отказался. В этом случае процедуру блокировки ведомство инициирует самостоятельно.
В то же время, в случае с предоставлением пользовательских данных ситуация выглядит несколько сложнее. По отношению к нарушившему закон ОРИ какие-либо меры могут быть применены лишь после решения суда по административному делу. Это значит, что такое дело должны сначала возбудить, а затем требуется признание судом факта нарушения, после чего придется дождаться возможных апелляций и наконец того момента, когда решение вступит в силу.
И даже после вынесения решения, которое фиксирует правонарушение, Роскомнадзор должен отправить ОРИ уведомление с требованием исполнить предписания закона и предоставить на его исполнение 15 суток. Зарубежным сервисам в случае невыполнения требований закона грозит блокировка. Российские, помимо этого, будут ещё и оштрафованы. Размер административных штрафов для юрлиц составляет от 300 до 500 тысяч рублей.
Если вкратце: каждый сервис, в том числе и Threema, разумеется, может публично отказаться от предоставления ФСБ данных о своих пользователях. Те, кто сервису доверяют, могут ориентироваться на информацию, опубликованную на его странице о разглашении данных по государственным запросам: за текущий год, согласно этим сведениям, Threema пока ни одного не получала.
Правда до тех пор, пока сервис пребывает в реестре, а против него никаких дел не возбуждается и пока не блокируется к нему доступ, считается, что все требования по сотрудничеству с органами Российской Федерации он официально соблюдает. Регистрация в реестре для руководства сервиса фактически является рабочим методом для отсрочки блокировки. А вот пользователям реально стоит задуматься о безопасности переписки.