Когда инвестор вкладывает в стартап свои средства на ранней стадии его развития, он инвестирует в первую очередь в команду, а скорее даже не в команду, а в СЕО проекта. Здесь появляется вполне закономерный вопрос: какие качества необходимо иметь фаундеру стартапа, чтобы инвестор им заинтересовался?
А кто сможет более точно ответить на вопрос, как не сам инвестор. В этой статье вы узнаете, какое по этому поводу мнение у Адама Маркуса, управляющего партнера OpenView - американской компании венчурного капитала. OpenView - довольно серьезная компания, оборот которой составляет $700 миллионов. Они инвестировали в такие компании, как Mashery и ExactTarget (которая была куплена а Salesforce.com).
Сам Адам обладает колоссальным опытом общения с сотнями, если не тысячами, основателей стартапов ежегодно, однако необходимым требованиям соответствуют только единицы. Вот некоторые факторы, которые являются ключевыми, с точки зрения Адама Маркуса.
Цель: Способность фаундера прислушиваться к разнообразным мнениям, изучать разнообразие данных, синтезировать это все в выводы, при этом не поддаваясь эмоциям.
Управление: Процесс основания компании - штука весьма сложная. Здесь почти ничего не проходит "гладко". По этой причине ключевой способностью, которой нужно обладать СЕО, является способность разумного управления компанией.
Адаптивность: технические рынки на сегодняшний день продвигаются невероятно быстро, поэтому руководителям необходимо обязательно обладать способностью к адаптации в момент, когда потребности клиентов развиваются, а рынки сбыта меняются. Просто взгляните на то, что с Netflix сделал Рид Хастингс, говорит Адам.
Конечно, это все хорошо, но все-таки это - черты, которые найти в одном лице не так просто. В тот же момент, это значит, что основатель не должен быть генеральным директором. У вас есть возможность заняться разработкой продукта, говорит Адам, не растрачивая большинство своего времени на встречи с инвесторами и управление компанией. Это не указывает на то, что в чем-то вы плохо разбираетесь. Просто необходимо, чтобы вы определили сами для себя, где в стартапе вам лучше доминировать, а где вы готовы бразды правления передать человеку, который более качественно владеет определёнными навыками для решения определенных задач или которого больше интересует управление компанией в ее текущем состоянии.
Несмотря на то, что Адам любит концентрировать внимание на тех вещах, которые поддаются измерению, также он понимает, что существует достаточная доля субъективности. К примеру, палкой о двух концах может стать упрямство. На негативном конце, по словам Адама, СЕО настолько может быть упрямым, что у него сложиться совершенно неверное понимание ситуации на рынке. К сожалению, результатом этого может стать то, что компания утратит рынок сбыта и самостоятельно привлёчёт уменьшение количества существующих клиентов, утрачивая постепенно свои лидерские позиции, или совсем прекратит существование.
Также могут возникать проблемы и управленческого характера. В период расширения компании распределение времени СЕО компании кардинально изменится. Так, если ранее у СЕО была возможность выделить большую часть своего времени на разработку стратегии развития и продуктовой стратегии, говорит Адам, то в период выхода компании на рынок сбыта СЕО нужно будет возложить на себя более руководящую роль. Также возникнет необходимость занятия работой с членами правления компании, разработкой более глубокой стратегии, привлечением в команду необходимых людей, и т.д".
Тем не менее, верно направленное упрямство может привести к замечательным результатам. Основание частных компаний, в самом деле, трудный процесс, они не развиваются практически никогда по первоначальному плану, рассказывает Адам. Однако все-таки есть СЕО, которым получается шагать в ногу с изменениями на рынке. По его словам, он встречал руководителей, которые настойчиво придерживаются своего мнения и сконцентрированы на "своей правде" даже когда их команда или управление настоятельно рекомендуют что-то другое. В итоге, фаундеры из всего этого "шума" выходили с верной стратегией и хорошим продуктом, и генерировали значительную прибыль.