Практически все инвесторы амбициозно стремятся к тому, чтобы отыскать следующий Facebook. Но как узнать, что в ближайшем времени именно этот бизнес-проект преобразится в корпорацию, о которой услышит весь мир!? Исходя из того, что ясновидцев среди инвесторов пока ещё нет, в этой публикации собраны мнения и критерии оценки опытных знатоков рынка венчурного финансирования с рекомендациями о том, как вычислить «единорога».
По мнению Афанасьевой Ольги «единорогами» становятся, а не рождаются. И во время этого становления приобретает огромное значение опыт, получаемый командой проекта во время работы над своим будущим «единорогом», во время решения типичных и не совсем типичных задач на пути.
Поэтому для нахождения «единорог»а инвестору следует обращать пристальное внимание на качества, которые могут послужить команде в превращении обычного проекта в глобальную компанию. С её точки зрения, это совокупность веры в реализацию идеи, большой работы над ее воплощением в реальность, способность взглянуть на себя “со стороны” и адекватно определить место среди конкурентов, навыки эффективной реализации товаров, а также сплоченность. Ольга Афанасьева обращает особое внимание на пункт про трудолюбие: «Чтобы произвести что-то из ничего, необходимо усердно трудиться.»
Обращайте также внимание:
• Насколько глубоко команда начинающей компании произвела исследование рынка, узнала основных конкурентов (а также непрямых) и реально ли представляет, что происходит, и куда нужно двигаться?
• Не стремится ли стартап изобрести автомобиль там, где уже нужно думать о driverless car. Актуально ли это будет спустя 5-10 лет?
• Способна ли команда взаимодействовать друг с другом и доводить начатые дела до конца?
• Зачастую стартапы вовлекаются в какую-то одну сторону развития - либо техническую, либо по большей части рекламируются, а не сосредотачивают своё внимание на улучшении продукта. Для реализации полноценного проекта необходимыми становятся все стадии развития - от разработки товара до продвижения его в глобальном масштабе.
Исполнительный директор Ассоциации инвесторов делится мнением, что как для инвестора, так и для начинающей компании важным становится в качестве цели не просто получать прибыль (вначале вложений, а затем - стабильного дохода или экзита), а сосредоточиться на цели более масштабной, имеющей социально ответственный характер. Вам необходимо искренне стремиться к изменению мира к лучшему, как бы возвышено это не звучало. И этот принцип будет, чем дальше - тем более важным. Хорошим примером и доказательством этому в настоящее время выступает Илон Маск.
По мнению Роговского, вычислить «единорога» возможно по совокупности нижеперечисленных параметров, оценивая по 10-тибальной шкале каждый из них:
• цель проекта - широкомасштабная, как минимум, изменить мир;
• ясное видение командой цели - как в целом проекта, так и каждым участником собственной личной цели в пределах проекта;
• желание и умение продавать (инвесторам, клиентам, команде), зарабатывать деньги, к тому же не просто деньги, а довольно большие деньги;
• высочайшее трудолюбие, целеустремленность, настойчивость команды и, как следствие, мгновенный рост и развитие всевозможных аспектов проекта;
• осуществляет самостоятельный рост пусть даже на каком-то отдельном ограниченном сегменте рынка;
• стартап-первопроходец, производит действия в только зарождающейся нише;
• самодостаточная и оптимально сбалансирована команда, по составу, компетенциям, лидерству, харизме.
Также Вадим Роговский обращает внимание бизнесменов, цель которых взрастить «единорога» на то, что им также следует ориентироваться на перечисленные выше параметры. Ошибка и/или умаление любого из этих параметров на старте принесёт в дальнейшем огромные проблемы. И в первую очередь - трудитесь и продавайте, трудитесь и продавайте, и вновь трудитесь и продавайте!
По мнению Виктора, отличием «единорогов» является то, что поначалу в них никто не верит, реагируя на них, в лучшем случае, как на не очень разумную шутку (AirBnB). Обычно подобные проекты приобретают огромную поддержку аудитории совсем неожиданно. И проект развивается словно сам по себе.
Как правило, во главе команды единомышленников становится очень настойчивый и трудолюбивый лидер, готовый идти к реализации своей мечты с верой в собственный продукт или сервис. В общем-то, команда - это главное. У сработанной команды случаются неудачи, но если успех приходит, то он, в основном, еще гремит по всему миру не один год (как «мафия» PayPal).
Если бы был однозначный ответ, как отличить типичный стартап от будущего «единорога», венчурная индустрия себя бы изжила. Уникальным становится лишь один из 1000 состоявшихся проектов. И, как правило, это происходит весьма непредсказуемо для неопытных инвесторов.
Характерными признаками «единорога», по словам Компанейца, могут быть очень многие критерии, но он выделяет один общий момент - подобные проекты касаются интересов миллионов людей, решая очень масштабную проблему, или по-новому трактуют старую.
Чтобы взрастить «единорога», Виктор советует держаться следующих принципов:
• верить в команду и в процессе развития проекта правильно ее менять;
• быть готовым моментально отказываться от неверных решений;
• на 100% вкладывать душу только в один проект во временной отрезок 7-10 лет, а может и дольше;
• проявлять внимание к своим клиентам, пользователям и партнерам;
• не бояться ответа «нет» от клиентов, партнеров и инвесторов;
• следить за эффективностью своих расходов;
• любые «устои» подвергать сомнению и на каждую задачу всегда смотреть с различных точек зрения;
• не терять возможности.
Если проект изменяет сложившийся порядок рыночных отношений, культуру потребления или производства, то это, по мнению Александра, потенциальный «единорог». Uber сделался «единорогом» не по причине создания крутого приложения, а по причине изменения проектом индустрии перевозок. Нелегко выработать общие критерии поиска потенциальных глобальных компаний, но Борняков советует неопытному инвестору обращаться к экспертам и коллегам, имеющим больше опыта, чем у него, а также спрашивать себя – достаточно ли мне веры в этих людей, могут ли они, на мой взгляд, совершить нечто великое. Присутствие такой веры является одним из главных критериев.
Кроме того, Александр советует присмотреться к фаундеру. Такая личность должна быть немного "не от мира сего" и фанатически верить в успех своего дела, иметь неимоверную настойчивость и готовность идти к полной реализации идеи, не смотря не то, что все будут говорить о бесполезности затеи.
Источник: https://startupnetwork.pl/news/kak-vychislit-edinoroga.html